ПОЧЕМУ ЗАПРЕТ СМАРТФОНОВ НЕ СПАСЕТ ОБРАЗОВАНИЕ?

Последние несколько дней активно обсуждается вопрос запрета на использование смартфонов учениками во время учебного процесса. Аргумент прост: смартфоны отвлекают детей от учебы.

Но давайте взглянем на это шире. Представьте, что те, кто поддерживает этот запрет, должны решить следующую задачу, которая часто встречается в качестве домашнего задания в 5 классе.

Но у меня возникает ряд вопросов. Знаете ли вы что-то про метод Линкольна-Питерсена? Сможете ли вы справиться с задачкой без знания про конкретный метод? Уверены ли вы, что дети в 5 классе знакомы с этим методом?

Я не знал — пришлось гуглить. И это как раз тот случай, который показывает, что:

Между запретом смартфонов и нашим желанием вызвать у детей интерес к исследованиям через такой тип задач возникает серьёзное противоречие.

Ведь такие задания требуют умения быстро находить информацию. Попробуйте найти информацию про этот метод в библиотеке, отключенной от интернета. Сколько у вас уйдет времени на это в эпоху 15 секундных видео с решениями из Tik-Tok?

Дальше –  поговорим о том, почему, на мой взгляд, запрет не сработает.

Попробуйте оттащить ребёнка от компьютерной игры, которая ему действительно нравится. Сложно? Почему? Потому что он увлечён, его внимание сконцентрировано, он стремится к цели, и сам процесс приносит удовольствие. А почему уроки не могут быть такими же? Конечно, они не станут такими яркими и красочными, как игры, в которые вложены миллионы. Хотя, постойте… В образование ведь инвестируют не меньше, чем в мобильные игры. Так почему оно всё ещё не становится увлекательным? Возможно, причина в том, что многие системные проблемы — такие как, например, переполненные классы (о чём я писал ранее) — остаются нерешёнными.

Теперь ещё об одной причине, почему запрет не сработает. Это эффект «запретного плода». Чем больше что-то запрещают, тем сильнее к этому тянет. А смартфоны изначально предлагают более увлекательный мир, чем школьное образование. Насколько я помню, существуют исследования, подтверждающие это явление. Постараюсь найти их и поделиться.

Кроме того, в литературе я встречал данные, что жёсткие ограничения повышают уровень стресса у детей. Но может ли ребёнок эффективно учиться в условиях постоянного стресса? Ответ очевиден.

Да, мой взгляд эмоционален, но это взгляд с другой стороны. Цифровые навыки — это неотъемлемая часть XXI века. Их нужно развивать грамотно, создавая условия для осознанного использования технологий, а не запрещая их. Ведь такие запреты больше вредят, чем помогают.