Очень часто во время интервью у меня спрашивают о том, к чему может привести то или иное решение, принимаемое чиновниками системы образования. И сегодня, на примере вопроса наполняемости классов, я постараюсь показать, что ничего хорошего ждать не стоит.
Но начну с предистории. В 2019 году я активно пытался обратить внимание на проблему переполненных классов в беларусских школах. И даже встречался с министерством образования в суде, где и было показано, что чиновники не принимали никаких мер, чтобы решить эту проблему.
Думаю, что в том числе из-за большого общественного резонанса чиновники приняли решение «спрятать» эту проблему «под сукно». И внесли изменения в Кодекс об образовании: убрали норму наполняемости классов (было/стало — смотрите на скриншотах ниже).
Но пряча эту проблему, чиновники забыли, что наполняемость — это вопрос не только кодекса об образовании. Но и, например, вопросы связанные с проектированием и строительством школ. И вот что в свое время говорили представители Беларусского союза архитекторов:
Думаю, что с новыми нормами наполняемости и строительством новых школ вопросов станет еще больше.
Но давайте вернемся к вопросу наполняемости с точки зрения образования. И вместо тысячи слов познакомимся с двумя утверждениями, которые я встретил в различных исследованиях.
-
На учебных достижениях девочек отрицательно сказывалось сокращение площади помещения на одного ученика.
-
На поведении мальчиков в классе отрицательно сказывалось «перенаселенность» класса.
Думаю, что этого более чем достаточно чтобы понять, что переполненные классы — нанесение вреда детям. И ничего хорошего из этого не выйдет.