ДЕТИ БЫВАЮТ РАЗНЫХ РАЗМЕРОВ

Именно с этого «открытия» минобразования хочется начать сегодняшний текст, который появился на фоне решения «наиважнейшей»  проблемы беларусской школы: введению второго элемента школьной одежды (см скриншот).

Гениальная мысль принадлежит Ирине Булавкиной.
И должность у нее гениальная: главный специалист управления общего среднего образования главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования

 

И если честно, то на эту «бурную деятельность министерства» я не обратил бы внимание. Но в последнее время очень много изучаю европейскую и постсоветскую ментальности. Поэтому сегодня я хочу поделиться видением одного из ключевых различий: акцентом на индивидуальности в европейской культуре и коллективистским подходом в постсоветском пространстве.

Кратко описывая европейскую ментальность, я могу выделить следующее:

  1. Акцент на индивидуальности. В европейской культуре ценят и поощряют самостоятельность, независимость и выражение собственного мнения.
  2. Центральное положение личности. В Европе индивидуальные права и свободы считаются важными. Личность и ее развитие находятся в центре внимания общества.
  3. Разнообразие и толерантность. Европейцы относятся к культурной и этнической разнообразности с уважением и толерантностью, стремясь к справедливости и равноправию.

С точки зрения постсоветской ментальности можно выделить следующие особенности:

  1. Коллективизм. В постсоветском пространстве часто преобладает коллективистский подход, где интересы и нужды коллектива ставятся выше индивидуальных интересов.
  2. Роль государства и авторитетов. В постсоветской культуре государство и авторитетные фигуры, такие как лидеры, родители или старшие, играют важную роль в формировании поведения и принятии решений.
  3. Укорененность в традициях. Постсоветское пространство часто проявляет глубокую приверженность традициям, семейным ценностям и общественным ожиданиям.

Исходя из этого, образовательные системы выглядят следующим образом:

Европейская ментальность:

  1. Индивидуальное развитие. В европейской ментальности особое внимание уделяется развитию и реализации потенциала каждого ребенка. Образовательные системы, основанные на такой ментальности, акцентируют внимание на развитии самостоятельного мышления, творческих навыков и личностного роста.
  2. Гибкий подход. Европейская ментальность характеризуется гибкостью и открытостью к различным образовательным методам и подходам. Учителя стимулируют учеников к самостоятельному мышлению, критическому анализу и исследовательской работе.
  3. Развитие критического мышления. В европейской образовательной системе акцент делается на развитие критического мышления, способности анализировать информацию, выражать свою точку зрения и обосновывать свои убеждения.

Постсоветская ментальность:

  1. Акцент на знаниях. В постсоветском образовании большое значение придается усвоению фактической информации и запоминанию материала. Знания и экзамены играют важную роль, успех в образовании часто связывается с получением высоких оценок и достижением конкретных результатов.
  2. Роль учителя и авторитетов. В постсоветской ментальности учитель имеет высокий авторитет. Учителя играют активную роль в передаче знаний и опыта, а студенты ожидают указаний и инструкций.
  3. Коллективная ориентация. Постсоветская ментальность часто предполагает коллективистский подход в образовании. Ученики ориентированы на сотрудничество и групповую работу, акцент делается на общие успехи и достижения.

В результате, в европейской ментальности вероятность появления активных и творческих детей выше, поскольку:

  • Стимулируется самостоятельность и активное участие в учебном процессе. Образовательные системы, которые акцентируют внимание на развитии навыков коммуникации, лидерства и инициативы, способствуют развитию самостоятельности и творческого мышления у детей.
  • Признаются и ценятся творческие способности, а также поощряется самовыражение. Европейские системы образования предлагают возможности для развития художественных, музыкальных, литературных или научных интересов.

С другой стороны, постсоветская ментальность предрасполагает к появлению исполнительных детей, поскольку акцент делается на получении знаний и выполнении заданий в соответствии с требованиями. В таких системах образования важными являются дисциплина, точность и следование инструкциям.

Однако, стоит задаться вопросом, действительно ли нам необходимо такое количество исполнителей разных размеров?