Именно с этого «открытия» минобразования хочется начать сегодняшний текст, который появился на фоне решения «наиважнейшей» проблемы беларусской школы: введению второго элемента школьной одежды (см скриншот).
И если честно, то на эту «бурную деятельность министерства» я не обратил бы внимание. Но в последнее время очень много изучаю европейскую и постсоветскую ментальности. Поэтому сегодня я хочу поделиться видением одного из ключевых различий: акцентом на индивидуальности в европейской культуре и коллективистским подходом в постсоветском пространстве.
Кратко описывая европейскую ментальность, я могу выделить следующее:
- Акцент на индивидуальности. В европейской культуре ценят и поощряют самостоятельность, независимость и выражение собственного мнения.
- Центральное положение личности. В Европе индивидуальные права и свободы считаются важными. Личность и ее развитие находятся в центре внимания общества.
- Разнообразие и толерантность. Европейцы относятся к культурной и этнической разнообразности с уважением и толерантностью, стремясь к справедливости и равноправию.
С точки зрения постсоветской ментальности можно выделить следующие особенности:
- Коллективизм. В постсоветском пространстве часто преобладает коллективистский подход, где интересы и нужды коллектива ставятся выше индивидуальных интересов.
- Роль государства и авторитетов. В постсоветской культуре государство и авторитетные фигуры, такие как лидеры, родители или старшие, играют важную роль в формировании поведения и принятии решений.
- Укорененность в традициях. Постсоветское пространство часто проявляет глубокую приверженность традициям, семейным ценностям и общественным ожиданиям.
Исходя из этого, образовательные системы выглядят следующим образом:
Европейская ментальность:
- Индивидуальное развитие. В европейской ментальности особое внимание уделяется развитию и реализации потенциала каждого ребенка. Образовательные системы, основанные на такой ментальности, акцентируют внимание на развитии самостоятельного мышления, творческих навыков и личностного роста.
- Гибкий подход. Европейская ментальность характеризуется гибкостью и открытостью к различным образовательным методам и подходам. Учителя стимулируют учеников к самостоятельному мышлению, критическому анализу и исследовательской работе.
- Развитие критического мышления. В европейской образовательной системе акцент делается на развитие критического мышления, способности анализировать информацию, выражать свою точку зрения и обосновывать свои убеждения.
Постсоветская ментальность:
- Акцент на знаниях. В постсоветском образовании большое значение придается усвоению фактической информации и запоминанию материала. Знания и экзамены играют важную роль, успех в образовании часто связывается с получением высоких оценок и достижением конкретных результатов.
- Роль учителя и авторитетов. В постсоветской ментальности учитель имеет высокий авторитет. Учителя играют активную роль в передаче знаний и опыта, а студенты ожидают указаний и инструкций.
- Коллективная ориентация. Постсоветская ментальность часто предполагает коллективистский подход в образовании. Ученики ориентированы на сотрудничество и групповую работу, акцент делается на общие успехи и достижения.
В результате, в европейской ментальности вероятность появления активных и творческих детей выше, поскольку:
- Стимулируется самостоятельность и активное участие в учебном процессе. Образовательные системы, которые акцентируют внимание на развитии навыков коммуникации, лидерства и инициативы, способствуют развитию самостоятельности и творческого мышления у детей.
- Признаются и ценятся творческие способности, а также поощряется самовыражение. Европейские системы образования предлагают возможности для развития художественных, музыкальных, литературных или научных интересов.
С другой стороны, постсоветская ментальность предрасполагает к появлению исполнительных детей, поскольку акцент делается на получении знаний и выполнении заданий в соответствии с требованиями. В таких системах образования важными являются дисциплина, точность и следование инструкциям.
Однако, стоит задаться вопросом, действительно ли нам необходимо такое количество исполнителей разных размеров?