ЧТО ЗНАЧИТ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ?

Сегодня бегло познакомился с результатами TALIS 2018 и очень откликнулось про «обратную связь». Поэтому решил написать несколько мыслей по этому вопросу. Получилось очень капитански, но это пока только мысли, которые интересно будет опробировтаь через дейтсвие.

Что такое TALIS?
TALIS 2018 (Teaching and Learning International Survey) — это международное исследование, проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которое оценивает условия преподавания и обучения в школах. Исследование направлено на сбор данных о том, как учителя и школьные руководители работают, какие условия существуют для их профессионального развития, а также каковы методы обучения и оценки в разных странах.

Представьте, что каждый учитель — это не просто человек, стоящий перед классом, но и часть большой сети профессионалов, объединенных одной целью: дать детям лучшие возможности для развития. В этой сети обратная связь между коллегами — это не просто оценка работы, а мощный инструмент, который помогает расти и вдохновляться. Но, к сожалению, в реальности мы часто забываем о том, как важно делиться опытом и поддерживать друг друга. Что стоит за тем, чтобы начать давать и получать обратную связь, и как она может стать настоящим источником силы и мотивации для учителей?

Почему обратная связь — это не просто слова?

Исследования показывают, что учителя, которые регулярно сотрудничают с коллегами и обмениваются множеством идей, гораздо чаще применяют современные педагогические практики и чувствуют себя более уверенно. Это не просто сухие цифры — это результат множества учителей, которые чувствуют поддержку и получают возможность расти.

Обратная связь — это не про критику или исправление ошибок. Это про то, чтобы увидеть работу коллеги в новом свете, вдохновиться и найти способы улучшить свои методы. Это момент, когда учитель может осознать, что даже в самых трудных ситуациях есть что-то, чему можно научиться. Это момент роста, который помогает не только ученикам, но и нам, взрослым.

Как создать пространство для роста через обратную связь?

  1. Регулярность и доступность. Обратная связь не должна быть исключением, она должна стать частью ежедневной практики. Это может быть в виде неформальных бесед с коллегами, обсуждения методов работы на встречах или простого обмена опытом после урока. Важно, чтобы такие моменты происходили часто и были легкими, как чашка кофе между занятиями.
  2. Доверие и поддержка. Чтобы обратная связь была полезной, нужно доверие. Это пространство, где можно быть уязвимым и открытым, не боясь осуждения. Поддержка и уважение к профессионализму друг друга становятся основой для конструктивного обмена мнениями и идеями.
  3. Многообразие подходов. Нет одного правильного способа дать обратную связь. Это может быть как детальный разбор урока, так и простое замечание на основе совместной работы. Главное, чтобы это приносило пользу и помогало осознать, что каждый шаг вперед — это шаг в правильном направлении.

Как вдохновить учителей на обмен опытом?

  1. Создайте культуру сотрудничества. Администрация и коллеги могут сыграть ключевую роль в этом процессе. Пусть обратная связь будет не обязательной процедурой, а естественной частью работы. Например, можно организовывать тренинги, где учителя смогут не только учить друг друга, но и учиться от коллег.
  2. Поощряйте взаимодействие. Важно давать возможность учителям делиться не только своими успехами, но и трудностями. Если они увидят, что их усилия и поддержка ценятся, это будет стимулировать их не только давать обратную связь, но и активно участвовать в профессиональном росте других.
  3. Празднуйте успехи. Признание и благодарность — сильный мотиватор. Когда учителя видят, что их вклад в развитие коллег ценится, это дает дополнительную мотивацию работать еще лучше, делиться опытом и постоянно совершенствоваться.

Растем вместе

Обратная связь — это не просто инструмент для улучшения методов преподавания. Это возможность для учителей вдохновляться друг другом, учиться новому и быть частью коллектива, где каждый шаг вперед — это шаг в направлении лучшего образования для наших учеников. Когда учителя учат друг друга, они не только становятся сильнее, но и создают культуру, в которой учение и рост — это процесс, который никогда не заканчивается.

Давайте создавать пространство для взаимной поддержки и обмена идеями. Ведь каждый урок — это возможность не только для учеников, но и для нас, учителей, стать чуть лучше, немного мудрее, немного вдохновленнее.