Частная школа “Стембридж”: первый учебный год
Продолжая серию публикаций о, ИМХО, наиболее ярких образовательных инициативах 2018-2019 учебного года: частных школах, сегодня мы публикуем интервью, которое нам дала Наталья Искорцева – директор, соучредитель частной школы под названием “Стембридж“.
Частные школы в Беларуси – это бизнес? Почему вы выбрали эту дорогу?
Это не столько бизнес, сколько социальное предпринимательство. То есть не ради коммерческой прибыли и дивидендов собственникам, а ради идеи, ее распространения, изменений. Но цена «входа» в школьное образование и постоянные оперативные затраты в школе огромные, причем вся сумма родительской платы уходит именно на ежемесячные расходы. Но мы сознательно на это пошли, потому что сама идея нас драйвит. И не только нас, как показывает практика – большинство наших нынешних учеников приходят из госшкол. Многие классы набраны полностью и ведется лист ожидания – значит, спрос есть и это даёт если не гарантию, но обоснованную надежду, что с финансовой точки зрения все получится.
Сколько лет или месяцев заняла подготовка к открытию школы?
Это сложный вопрос, потому что не понятно, от какой точки отсчёта плясать. В соучредителях Стембриджа – 3 человека, и это две параллельные истории вызревания идеи длинною в годы. Однажды эти параллельные истории пересеклись и почувствовали, что думают и говорят об одном и том же – с этого момента началось сотрудничество по созданию школы. Это произошло весной 2018 года, а с сентября школа уже начала учить своих первых 50 учеников.

Фото из группы Stembridge в Facebook
Легко ли было набрать учеников? Оправдались ли ожидания по их количеству? Как прошел первый год?
Легко или сложно – понятия относительные. Если с детства привык жить в парадигме «если хочешь что-то сделать – найдёшь средства, если не хочешь – найдёшь причину», то вопрос легко-сложно отходит на второй план. Спрос на «другую» школу сегодня растёт. Потому что мир сильно изменился, и это стало заметно людям, а школа осталась такой, какой была создана в начале индустриальной эпохи. Поэтому родительский запрос плюс вера в нас людей, которые нас (и учредителей, и собравшуюся команду учителей) знают лично – это было основными факторами. Первые 50 учеников пришли без стен и историй успеха как школы, но вдохновившись учителями и разделяя наши ценности. Потому что учителя ка личности – вот кто стоит за словом «школа». А потом в течение года пришли ещё 50 учеников и учениц – уже в стены, атмосферу, процессы, коллектив…
Почему родители выбирают вас? Что в вас особенного?
Это у них лучше спросить – они же выбирают)
Возможно, для кого-то важно количество детей в классе (у нас максимум 16 человек – больше не вмещает помещение). Для кого-то – то, что есть гарантия госпрограммы, но можно бегать на переменах и есть обязательная физкультура – в этом году можно было посещать бассейн, йогу, зал для игровых видов спорта, в конце года попробовали теннис и благодаря нашему математику Александру Шульге, который, на минуточку, председатель национальной ассоциации по флорболу, все дети знают, что такое флорбол – и с радостью гоняют мяч клюшками в рекреации. А для кого-то важно полноценное питание (дети кушают с удовольствием!) и врач в штате. Но это не главное, конечно. Мы видим 2 основных запроса от «наших» родителей: 1) вернуть/удержать мотивацию к учебе и 2) сформировать умение учиться. И это то, над чем мы работаем. Чтобы дети любили свою школу, хотели в неё приходить каждое утро. И чтобы полюбили процесс учебы, выстроенный на их любопытстве, собственных целях, личных особенностях. Потому что когда сам захотел – сам сделал, тогда, во-первых, это не адский труд ради чего-то непонятного, и во-вторых, это знание с тобой на всю жизнь, а не в формате «сдал-забыл». А для этого нужно развивать мышление (самостоятельное, критическое, креативное) и осознанность как понимание себя как такового и в моменте, в обстоятельствах, среди людей, в процессе чего-то. И этому мы уделяем большое внимание.

Фото из группы Stembridge в Facebook
Ну и в базе всего этого – наши ценности: свобода и уважение в тесной связке, а также безопасность, открытость и доверие, учеба как процесс, личный пример. Это создаёт атмосферу – то, что почти все дети и родители выделяют, как особенно ценное в Стембридж.
Атмосфера, которая создается теми самыми учителями, к которым пришли не глядя, верно? Расскажите о них.
Учитель не только учит, но и воспитывает. Причем не только знаниями, но и своим внешним видом и энергетикой, своей одеждой, своим запахом, своими реакциями, своим отношением, своей верой или неверием. Это как подводная часть айсберга – не видна, но огромна. Поэтому учитель должен быть прежде всего интересным, развитым человеком, находящимся в гармонии с собой и миром, а не просто носителем знаний и процедур в определенной предметной области. Настоящий учитель верит в своих учеников – что они могут и даже если не сразу, но все равно у них все получится. И вдохновляет своим личным примером. А для этого он сам – или она сама – должен быть свободен выбирать и творить. Я как директор не прихожу к ним с методичками или контролем уроков; потому что это они – профессионалы в том, как научить детей, как найти к ним подход, как их вдохновить. И еще важно, что если учитель работает автономно в своём изолированном кабинете, он никогда не сможет научить детей командной работе. То есть важно самим жить так, как хотим научить. Процесс изменений начинается с себя, в нашем случае – с учителей. Когда они начинают работать вместе, не бояться сделать ошибку, пробовать новые форматы – тогда и начинают происходить изменения. Поэтому у нас стеклянные стены, постоянные обсуждения, куча вопросов, гипотезы и их проверки практикой, совместные поиски ответов и решений.
То есть у вас ставка не на знания, а на атмосферу – чтобы дети были счастливые, в первую очередь?
И да, и нет. Когда я училась на программе шведского института по менеджменту и лидерству (SIMP) в Стокгольме, к нам в гости пришел собственник большой риэлтерской компании, которая более 10 лет к тому моменту стабильно была в топе лучших работодателей страны и со стабильно высокими экономическими результатами. И он рассказал, как прошел через этап, когда компания была на стадии банкротства, когда работали все в стрессе, с утра до ночи, и как он, спасаясь от выгорания уехал в Индию. И с тех пор ежедневная практика медитаций – на уровне всей компании, и вместо привычного западному миру корпоративного обучения менеджменту и бизнесу – обязательное корпоративное обучение практикам осознанности, развитие эмоционального интеллекта и мягких навыков. И вот он такой сидит расслабленный, в пиджаке и ярком полосатом шарфике на фоне камина и наши люди спрашивают – но как же бизнес в таком состоянии, а как же стресс, скорость, быть в тонусе, сражаться – это же высококонкурентная отрасль… А он говорит: «расслабленное состояние не означает расслабленные решения. Это в стрессе принимаются неправильные и необдуманные решения – потому что мозг скован. А в уверенном и расслабленном состоянии решения принимаются быстро, обдуманно и качественно». То есть фундамент первичен, да. Но он не отменяет гармоничного развития мозга – со всех сторон. А это и про осознанность, и про социальные навыки, и про академические знания и умение их применять в жизни.

А как конкретно? Что уже сработало в этом году?
Ну вот та самая осознанность – это умение остановиться в жизненном потоке и оглянуться назад и вокруг: что произошло, почему именно это и именно так, какие можно сделать выводы для будущего. А также это про целеполагание и целедостижение. Мы это делаем через практику рефлексий на всех уровнях: и учителя свой еженедельный педсовет начинают с рефлексии, и каждую четверть рефлексией заканчивают; и у учеников рефлексия стоит в недельном расписании. У нас в коллективе – волшебный психолог Ирина Козлова – можно почитать ее статьи или посмотреть ролик с ее выступлением на нашем школьном заключительном ивенте года STEDx, чтобы почувствовать, как она работает с детьми и взрослыми — из парадигмы максимальной веры и бережной поддержки. И родителям это нужно тоже, как оказалось — и на ламповых встречах с психологом в клубном формате Ирина рассказывает о мотивации, этапах развития мозга и психики, обсуждают кейсы из реальной практики, ищут ответы на волнующие родителей вопросы. Родительские собрания мы проводим с чаепитием и пирожками: чтобы родители познакомились и вместе что-то обсудили. А для разговоров по учебной части мы используем формат индивидуальных встреч ученик-родитель-учитель – чтобы не было заспинных разговоров об ученике, ведь это тоже и про осознанность, и про доверие, и про открытость и про уважение. И в конце года высылаем родителям годовой итоговый отчет по каждому ребенку (что проходили, что усвоено, какие рекомендации). Ну и в течение года пробовали много разных форм работы, многие из которых оказались успешными. И в этом проявляется СТЕМ-подход в нашем понимании: эксперимент для решения жизненных задач, работа на стыке дисциплин, ученик как активный деятель процесса обучения, исследования вместе с технологиями и проектная форма, где от идеи до осязаемого результата. Были учебные поездки в Полоцк и Вильнюс, где дети сами были гидами друг для друга – вот история, язык, искусство. Делали проекты на английском с презентациями друг другу и гостям – и английский, и публичные выступления, и исследовательская методология. Знакомились с атласом новых профессий и играли в профориентационную игру Talent game с теми учениками, кто серьезно подошел к выполнению индивидуального задания – и профориентация, и осознанность, и ответственность. В продолжение профориентационной темы и закидывания удочек на будущее – сходили на научную конференцию в Лицей БГУ (поняли, что еще маловаты, но увидели, как бывает) и сделали научный квест в экотехнопарке Волма – вот для чего физику изучать надо. Провели буктрейлер-конференцию по тем книгам, которые дети сами выбирают читать – чтобы вдохновить на чтение и создавать общее контекстуальное поле. Многие взрослые, кстати, не знали о том, что читают дети – попросили взять почитать 🙂 Попробовали формат интенсивов – начали с химии, продолжили русским и математикой, прочувствовали возможности и ограничения такого формата и продолжаем использовать. Забомбили (вот именно в таком смысле!) весенний проект по озеленению территории детского сада Зелетон, родившийся на биологии от всемирного дня леса – длинный проект на полтора месяца – от постановки задачи заказчиком, через планирование и бюджетирование и до реальных посадок. Кстати, на него вдохновились из опыта участия во взрослом проекте Креатон, где наши подростки не хуже взрослых креаторов поработали. Организовали вдохновляющую конференцию STEDx, где на сцене были и ученики, и учителя и родители делились своими мотивирующими личными историями. И много чего еще уже было. И из каждого опыта рождаются новые идеи и гипотезы – вот это и agile, и творчество, и командная работа – и педагогов, и детей в действии.
Это все интересно, но во многом необычно. Всем ли подходит такая школа? Каков среднестатистический портрет вашей(го) ученицы(ка)? Родителя?
Вот это вопрос в точку: ведь год назад, когда только-только начинали, мы не могли выбирать, а брали в круг всех, кто верил в нас. Но так не работает – и где-то спустя полгода стало очевидно, кто наш, а кому мы не подходим. Наша школа для тех семей, где родители готовы поддержать ребенка, помочь ему с выбором, но не делать этот выбор за ребенка. Это мотивированные родители, для которых образование – это инвестиция в ребёнка; это обеспечение возможностей, в которых ребёнок развивается и раскрывается, как личность и формирует себе тот фундамент (знаниевый, навыковый, отношенческий), который позволит потом осознанно выстраивать взрослую жизнь – профессиональную и не только. Им важно, чтобы их дети развивались как личности и хотели и умели учиться, потому как понимают, что сейчас не идёт речь о выборе профессии на всю жизнь, тем более в школе, а о том, что их детям предстоит всю жизнь учиться и переучиваться. Портрет ученика… Они все приходят разные. И разными остаются. Что же у них общего появляется? Они любят свою школу. Научаются думать. Не боятся высказывать и свое мнение – не важно, кому. Умеют общаться. Креативны. Любопытны. Порой проказливы – дети же). Но они учатся и научаются нести ответственность за то, что с ними происходит – будь то отметки, отношения, портфолио проектов, последствия поведения… И они добрые и открытые миру.