Три года назад я впервые оказалась в Мейтаре. Когда я вошла на широкий двор школы, которую здесь предпочитают называть Домом, я растерялась: кто-то играл в футбол, кто-то прыгал в классики, кто-то качался на тарзанке, лазил по деревьям, младшие копались в песочнице, девочки о чём-то шептались в шалаше, мальчики играли в ножички, кто-то смеялся, кто-то ссорился.
Дети приходят за общением и опытом
Я вошла внутрь Дома — там тоже бурлила жизнь: на кухне готовили, в классе по искусству создавались очередные декорации к спектаклю. Здесь — строили из лего, там — играли в настольную стратегию, кто-то читал в библиотеке, из музыкального класса доносились звуки пианино. Десяток видов деятельности одновременно — при этом складывалось полное ощущение гармонии и порядка. Но это же начало дня, подумала я, как же те самые уроки? Мои сомнения развеял завуч школы Зеев Голан: есть и организованная часть, просто у каждого она — своя, ведь в Доме все занятия проходят одновременно.
В начале дня дети только встретились. Им нужно время, чтобы рассказать друг другу все новости, поделиться тем, с чем они пришли, доиграть в то, во что не успели вчера
В школу люди приходят для общения, значит им нужно предоставить пространство для коммуникации. Иначе весь день они будут думать не о занятиях и знаниях, а о том, когда же появится минутка для разговора с другом.
В это время два десятилетних мальчика горячо поспорили из-за правил какой-то игры, и, мне казалось, готовы были перейти к выяснению отношений силой. Никто из педагогов не спешил их разнимать: «Это их опыт. Взрослые рядом и вмешаются, когда это будет необходимо, мы же знаем своих детей. Здесь, в безопасном пространстве, они могут попробовать свои силы и в ссорах».
Действительно, вскоре другие дети окружили спорщиков, и ситуация разрешилась сама собой. Чуть позже я стала свидетелем многих ситуаций, в которых дети проявляли умение договариваться, искать совместные решения и организовывать деятельность на таком уровне, что и взрослым можно позавидовать.
Пространство, где царит свобода выбора
Весной 1993 года группа педагогов и родителей во главе с мыслителем Дэнни Ларси собрались, чтобы создать учебное заведение нового типа. В его основе лежит твёрдая убеждённость в том, что ребёнок — «человек значимый», и он постоянно обращён к поиску смыслов. Ему нужны не реформы, инновации и компьютеризация, а диалог и уважительное пространство, которое создаётся благодаря праву выбора, свободе и взаимному уважению.
«Знания дают человеку свободу. Чем больше ты знаешь и умеешь, тем свободнее ты, и поэтому они так притягательны», — объясняет мне Зеев Голан. По его словам, в классическом образовании всё перевернули с ног на голову: знания сделали инструментом закрепощения детей. Ребёнок должен продемонстрировать выбранные не им, скорее всего, ненужные знания. Именно этим взрослые убивают всю притягательность обучения.
Поэтому в Мейтаре решили убрать всё то, к чему мы так привыкли: журналы, оценки, учителя у доски, парты, уроки. Вместо этого здесь создали среду, в которой дети смогут самостоятельно открывать мир, а педагоги будут лишь поддерживать их на этом пути. «Чаще всего моя роль состоит в том, чтобы говорить детям, как я восхищаюсь и горжусь ими; как люблю их; поддерживать в моменты сомнений и разочарований и радоваться вместе в моменты побед», — смеётся Оуэн, координатор старшей ступени и педагог по программированию. Согласитесь, не самые обычные профессиональные обязанности для учителя — говорить о любви.
В школу ходит вся семья
В первые годы все родители встречались каждые две недели и до сих пор принимают самое активное участие во всех делах, происходящих в Мейтаре. «Да, люди, работающие в Доме, любят детей и верят в их потенциал, но в конце концов за жизнь и образование ребёнка в ответе именно родитель, поэтому странно отстранять его от принятия решений», — рассуждает Зеев.
В школе оказываются очень разные семьи и дети: кто-то с самого начала выбирает для себя этот альтернативный путь, кто-то сперва пробует счастья в классических государственных и частных школах. Есть дети, которые меняют по две-три школы до того момента, как окажутся в Мейтаре, но это всегда осознанный выбор. Хотя бы потому, что школа платная — 12 000 шекелей, или 3 500 долларов в год/
Подход школы основывается на вере в ребёнка, на глубокой убеждённости в естественном стремлении человека к поиску и развитию. «Если же вы считаете, что ребёнок лишь материал, из которого необходимо вылепить нечто по образу и подобию, Мейтар вам не подойдёт», — объясняет завуч.
Индивидуальное расписание и разрешённые прогулы
В Мейтаре учатся дети с 1 по 8 класс, разделённые на три группы: первоклассники, начальная школа (2-5 класс) и молодёжное отделение (6-8 класс). Ученики проводят в школе по пять часов в день, пять раз в неделю, занимаясь тем, что выберут сами. В Доме существует восемь центров: математики, языков, естественно-научный, творческий, социально-драматический, компьютерный, музыкальная комната и библиотека. Кроме них есть кухня, где ученики готовят сами, столярная мастерская и многочисленные игровые.
В начале года ученик встречается с куратором группы и составляет своё индивидуальное расписание. По правилам он должен выбрать хотя бы три предмета в первом классе и начальной школе. На молодёжном отделении обучение межпредметное. В рамках любого семинара можно столкнуться как с математикой, так и с театром или химией.
Расписание составлено так, что ребёнок более-менее организованно ходит на уроки всего три часа в неделю. Остальное время он проводит, как считает нужным. И некоторые даже предпочитают учиться.
«Иногда ты просто приходишь в плохом настроении, тебе ничего не хочется, — объясняет мне Ляэль, ученица 7 класса, — ты можешь пропустить урок, никто не будет тебя ругать. Тогда ты просто идёшь и читаешь, рисуешь в арт-классе или с кем-нибудь общаешься, тут всегда есть кто-то, кто свободен и с кем можно поиграть. Но больше всего мне нравится лазать по деревьям». Прекратить курс можно в любое время, но начать изучать другой предмет получится не всегда. Если группа уже работает, то вполне вероятно придётся подождать, пока появятся новые возможности.
Главное умение — поставить цель и достичь её
При таком подходе к обучению встаёт вопрос, как же учителя отслеживают успехи детей, предлагают адекватные уровню задачи. Получается, со всеми нужно разрабатывать индивидуальный курс?
Оуэн, педагог по программированию, терпеливо объясняет мне, привыкшей к классно-урочной системе, что дети приходят к нему разного уровня и возраста. Но у них всегда есть личное задание или проект на нескольких человек, и он может уделить время каждому. Обучение строится через деятельность, например, его ученики пишут игры.
Педагог объясняет какой-то фрагмент теории и помогает справиться с трудностями, если что-то пошло не так. Когда же он видит, что ученик освоил тему, предлагает сupcake challenge — справиться с той или иной задачей по программированию. Если ребёнок справляется, он получает пирожное заодно с признанием от наставника.
А как же оценки? Экзамены? Единая школьная программа? Госаттестация в конце концов? Всё то, что делает школу школой и помогает родителям и вышестоящим структурам оценить деятельность учебного заведения. «Мы школа, в которой практикуют анскулинг, — улыбается Зеев Голан, — мы полностью разделяем взгляды Джона Холта (американский педагог-реформатор, отец теории анскулинга) и пытаемся следовать его идеям. Но чтобы иметь статус школы, мы должны устраивать экзамен установленного образца. И мы это делаем три раза в год, просто не придаём этому большого значения. Нужно сдать экзамены — готовимся и сдаём».
Важнее любых экзаменов, считают в Мейтаре, видеть результаты своего труда. В школе многое делается детьми: сколоченная табуретка или спланированная и построенная своими руками сцена для выпускного вечера считаются весомее, чем самый высокий бал в аттестате. Причём, если стоит выбор между качеством и самостоятельностью, всегда выбирают последнее.
Например, приглашённый прославленный хореограф, скорее всего, поставит более гармоничный танец, чем это сделает группа двенадцатилетних подростков. Зато в процессе самостоятельной работы дети смогут получить опыт взаимодействия, планирования и уверенность в своих силах, что позволит кому-то из них в будущем стать известным хореографом.
Последнее слово всегда за взрослым
После 8 класса все ученики Мейтара вынуждены уходить в другие школы. По словам завуча Зеева Голана, после 20 лет работы можно утверждать, что среди выпускников Мейтара есть люди самых разных специальностей. Многие выбирают поступление в университет и с блеском там учатся. Ведь в школе они получают главный навык: умеют решать всё самостоятельно.
Оказывается, сложнее обстоит дело с переходом из обычной школы в Мейтар. Большинство детей просто не верит преподавателям. Для них свобода и выбор — игра, фантик, в который заворачивают конфетку.
Они уже ждут, что взрослые их обманут, и всё это — лишь манипуляция, в результате которой они будут делать то, что выбрал за них родитель или педагог
Зеев Голан описывает свой метод: «Нам остаётся только одно — ждать. В таких случаях мы просто не трогаем детей и предлагаем зайти и поговорить, когда они почувствуют себя готовыми. Иногда это три месяца, иногда полгода, иногда — год. Но потом они открываются к диалогу и обнаруживают внутри себя естественный интерес к учёбе и собственную ценность».
В Доме нет прямого демократического управления, при котором любые вопросы обсуждаются на всеобщем круге, где у каждого один равный голос. Здесь ребёнок волен участвовать или не участвовать в том, что происходит вокруг, но всё же главное и последнее слово остаётся за взрослым. «Мы пытаемся перенести в Мейтар модель семьи. Мы сообщество людей, которые любят и уважают друг друга, но моё „нет“ как „нет“ родителей», — рассказывает Оэун.
У преподавателей в Мейтаре нет кафедры или «учительской», они предпочитают быть вместе с детьми, но ответственными за рамки и правила всё же остаются они. Оуэн подчёркивает: «Есть вещи, которые я никогда не допущу. Например, жестокость. Или возможность изгнания из коллектива кого-то, кто не сразу смог влиться, даже если все дети вдруг проголосуют за это».
В Мейтаре используются разные подходы: здесь и монтессори, и вальдорф, и игропедагогика, и перевёрнутый класс, и проектная деятельность — жизнь 160 детей не может идти только по одной схеме. Самым главным педагогическим инструментом остаётся внимание — аккуратное, вдумчивое, непрерывное, уважительное отношение к каждому ребёнку и человеку.