Алексей Черняк про образовательную тюрьму
Сегодня мы хотим поделиться интересным мнением, которым поделился у себя на странице в facebook Алексей Черняк – сo-founder productschool.ru; со-основатель Darberry (продан Groupon Inc. за $2,6 млрд. оценка):
Всем давно понятно, что у нормального человека нет потребности в обучении, он лучше в это время посмотрит Youtube, попьет пива или сыграет в Xbox.
Есть лишь 3-5% извращенцев, которые почему-то любят учиться по доброй воле. Остальные учатся лишь для того, чтобы поднять зарплату/доходы или потому что их заставляют, что чаще всего.
Расскажу пример эффективной системы. Дети одних знакомых учились в Англии. Кампус, где мальчики отдельно — девочки отдельно. Дети и живут и учатся в этих кампусах круглый год. Эдакая “образовательная тюрьма”, где пребывание стоит около $50-100k в год с ученика.К слову, это считается одной из лучших и классических систем образования в мире. Почему? Потому что дети там каждый день самостоятельно выполняют все уроки.
Как это удается? Если ты сделал все уроки — идешь гулять во двор. А если не сделал? К тебе подходит вежливый администратор и отводит тебя в отдельную комнату, где ты сидишь пока не сделаешь уроки полностью. Тебе, конечно, и помогут и подскажут. Но все равно, сидишь до тех пор, пока не сделаешь все полностью сам.
А другие дети в это время гуляют и веселятся под окнами (кто уже все сделал). Вот такая простая схема. Из “образовательной тюрьмы” не сбежишь, родители оплатили за год и приедут только через 6-12 месяцев. И списать нельзя и не сделать домашку тоже нельзя.
Конечно же там делают все, чтобы вовлечь детей, чтобы им было интересно и комфортно, но базовая механика именно такая.Хорошая система образования — это хорошая система насилия, прежде всего.
Если хорошенько подумать, то такую же схему можно организовать в российских детских домах, где дети вынужденно находятся в подобных условиях.
Более того, большинство детских домов неплохо оснащены техникой, а значит их можно обучать удаленно с помощью лучших преподавателей откуда угодно. И эта благотворительность, вероятно, полезнее, чем просто дарить очередные игрушки или вещи. Об этом же сегодня видел пост у Andrey Makeev
Главный вопрос — можно ли заставлять детей учиться по той же схеме, что в Англии, например? Или есть какой-нибудь закон или положение, которые запрещают это делать?Сегодня #10идейдня c механиками “насилия”, которые помогают построить образовательную систему.
Итак, варианты:
1. “Образовательная тюрьма”. Помещение, где ты живешь круглый год и за тобой следят, чтобы ты делал задания каждый день. (см. пример выше)
2. Контроль родителей — это то, что более популярно в РФ, а в случае “домашнего обучения” – вообще единственный метод. К сожалению, большинство родителей плохие администраторы — они не в состоянии 10 лет подряд ежедневно контролировать процесс, вот почему этот способ работает хуже “образовательной тюрьмы”. Но лучше, чем ничего.
3. Контроль учителей — раньше у учителей было больше полномочий, они даже могли бить детей, приходить домой и сильно влиять. И это было эффективно. Но сейчас всю власть отдали родителям. Вы видели эти сумасшедшие WhatsApp-чаты родительских комитетов? Короче, учителя осуществляют только контроль в школе, что по факту лишь 25%, остальное — ответственность родителей. А родители в большинстве случае (что я видел) не справляются.
4. Контроль одних учеников над другими — шефство, p2p образование, рейтинги, оценки. Это работает, когда культура класса хотя бы на 80% состоит из “отличников”, которые готовы подтягивать “двоечников”.
Когда я учился в школе, круто было быть хулиганом, учиться на двойки и курить за туалетом, а отличники считались задротами.
5. Отбор и отчисление. Это больше работает в олимпиадах, конкурсах и в ВУЗах. Никто тебя не заставляет, но если что — отчисляют. Все круто, но из 1000 чел, остается лишь 50, те самые 5% сильных. Больной вопрос всех родителей, а что делать если мой ребенок не попал в эти 5%?6. Разные методы геймификации. “Подсаживание” на игру происходит и из-за “страха потерять заработанные достижения” и из-за любопытства и переменной награды.
7. Штрафы и награды — это работает для взрослых.
8. Контроль работодателя и привязка уровня зарплаты к результатам тестов/ассесмента.
9. Воспитание коллективом. Метод Чингиз Хана — он все группы делил на 10 чел. Если кто-то в группе косячил — казнили всю группу. Так он построил самую крутую армию своего времени.
Этот метод эффективно применяют в армии, школе в бизнесе. Если кто-то из команды отстает, то штрафуется вся команда.10. Менторство. Когда ты настолько уважаешь человека, что боишься его расстроить и делаешь все, лишь бы заслужить его одобрения.
Надо признать, что среди всех методов, “образовательная тюрьма” выглядит наиболее эффективной и качественной, но это в офлайне и как мы понимаем — это очень дорого ($50-100k на ученика в год) Или вы знаете еще более эффективные варианты?
Можно ли построить “образовательную тюрьму” в онлайне? Видел несколько китайских проектов на эту тему. В общем, поделитесь своими идеями.update. Многие в комментариях справедливо написали про критерии, цель и т.п.
Предлагаю всем простой тест.
Представьте, у вас есть $1M на счету на образование своего единственного сына, которому сейчас 7 лет. У вас есть все ресурсы и все возможности дать ему лучшее. Куда вы его отправите учиться? Этот выбор и есть самая эффективная школа на текущий момент лично для вас, в условиях неопределенности.
1 Comment
“у нормального человека нет потребности в обучении”?
А что именно подразумевается под “обучением”?
У большинства 7-летних детей есть естественная потребность изучать мир, и они любознательны. А если горе-учителя им отбивают всякую охоту учиться, то дальше можно их даже электрическим током бить за невыполнение каких-то заданий, если ваша цель – сделать из них роботов.