Навигация в школе
Публикация про дизайн обычной школы получила неожиданное количество просмотров, поэтому сегодня мы хотим поделиться интересным материалом про “навигацию в школе”. Ведь, как правило, в зданиях наших школ чаще всего простой и понятной системы навигации, учитывающей возрастные особенности учеников. А это просто “must hav”e, позволяющий детям и учителям комфортно ориентироваться и передвигаться.

О том, какой должна или может быть навигационная система в школе рассказывает руководитель Студии дизайна образовательных пространств Рая Ивановская, которая, к тому же, мама двоих детей (то есть что такое школьное здание – она знает очень хорошо):
Два или три раза в год я честно хожу к сыну на родительское собрание. Собрание обычно бывает в кабинете биологии. Я помню, что он справа от лестницы то ли на втором, то ли на третьем этаже. Обычно я поднимаюсь на второй, не вижу справа нужного кабинета, иду на третий — и вот он. Все было бы ничего, но в нашей школе две лестницы. Если пойти не по той, то кабинет не находится. Тогда я спускаюсь к охраннику, который любезно объясняет дорогу или бурчит что-то под нос — в зависимости от настроения. И еще мне немного стыдно, что я опаздываю, и за четыре года так и не смогла выучить, где же этот кабинет… В среднем на поиск кабинета у меня уходит минут десять. Я отнимаю время у охранника, злюсь на школу вообще и институт родительских собраний в частности, прихожу туда с опозданием и порядком взвинченная.. Впрочем, я не одна такая.
Как дизайнер я хорошо понимаю, что этой суеты было бы легко избежать при наличии адекватной навигации. Внизу я бы нашла кабинет биологии на поэтажном плане, поднялась бы на нужный этаж, а в коридорах меня направили указатели. Это простые и очевидные вещи, упрощающие жизнь не только мамам, спешащим на собрание, но и сотням детей, которые учились, учатся и будут учиться в этом здании.
В российских школах почему-то не принято задумываться о таком удобстве. Даже если есть какая-то система ориентирования – таблички на кабинетах, списки кабинетов на 1-м этаже, указатели, то она не рассчитана на детей с разным опытом ориентации в пространстве. И уж совсем экзотика – это разработка системы навигации, опирающейся на наблюдение и исследование поведения детей в данной школе.
Система навигации – это язык, с помощью которого школа говорит с ребенком. Он может быть сухим и формальным, а может быть вежливым и дружелюбным. Это один из факторов, который формирует базовое отношение к школе: у ребенка либо есть чувство уверенности и психологического комфорта в пространстве, либо он воспринимает здание школы, как terra inkognita, с подсознательной тревогой – если ты отклонишься от знакомой тропки к своему классу, то заплутаешь, потеряешься, а потом тебя еще и будут ругать за то, что ты опоздал.
Иногда я встречаю такую аргументацию: “Большинство детей итак знают, что где находится, они здесь бывают каждый день”. Да, они узнают, что где находится методом проб и ошибок, побегав по коридорам и лестницам. Приходят новые дети в новом учебном году, и они снова изучают – что где находится. Кроме того, в голове человек уверенно держит три-четыре маршрута, которые у него запомнены “на автомате”. Как только возникает какой-то долгий перерыв, например, летние каникулы, то этот автоматизм теряется и нужно вспоминать – куда подняться и куда завернуть. Да и в школьной жизни есть масса ситуаций, когда надо найти кабинет, в котором редко бываешь, либо вообще никогда не был. Кроме детей, кстати, в школе ведь работают учителя, приходят родители, гости – давайте и про них не забывать?
Что такое навигация?
Навигация – это логичная многоуровневая информационная система, которая помогает ориентироваться в пространстве. Навигация не только направляет потоки движения, но и структурирует пространство, обозначает функциональные зоны, предупреждает и информирует.
Надо помнить, что для ребенка здание школы – это первый опыт самостоятельного передвижения в сложном пространстве. И умение использовать навигацию для передвижения в школе формирует необходимый навык для ориентации в городе.

Некоторые общественные пространства – метро, аэропорты, вокзалы вообще немыслимы без проработанной навигации, и умение пользоваться ею – необходимый навык городского жителя. Например, в Москве есть проработанная сложная система навигации, которая помогает проложить любой маршрут на общественном транспорте – без неё добраться до нужного места куда труднее. Над разработкой этой системы работал большая команда, состоящая из дизайнеров, картографов, аналитиков и редакторов.
Какие элементы может включать в себя навигация в школе?
1. Общая наглядная схема школы с основными ориентирами.
Помогает представить всю структуру здания, а так же сориентироваться – где ты находишься. Такой же план должен присутствовать на каждом этаже.
2. Общий поэтажный план расположения кабинетов.
Отличие от первого пункта, когда речь идет о схеме, в том, что поэтажный план – это список с указанием, что конкретно находится на каждом этаже.3. Обозначение этажей, лестниц, поэтажные планы на каждом этаже.
4. Указатели направления (стрелки, показывающие куда надо идти).
5. Обозначение функциональных зон.
Зависит от концепции школы: может быть, например, зона точных наук, зона искусств и зона спорта или зона отдыха, выставочная и зона для самостоятельной работы и т.д.
6. Обозначения кабинетов и помещений.
7. Информационные указатели.
Например, в библиотеке – тихая зона, а в столовую нельзя заходить в верхней одежде. Здесь очень важна интонация сообщения – суровые знаки и надписи в приказном тоне не действуют.
8. Временная сменная навигация для отдельных мероприятий.
Например, если в школе день родительских собраний, то не помешают дополнительные указатели для родителей.

В чем особенность навигации для школ?
В идеале школьная навигация должна быть понятна самому младшему школьнику, впервые пришедшему в школу.
1. Крупный легкочитаемый текст, его смысл должен дублироваться пиктограммами.Особенно это важно, если в здании есть начальная школа. Дети еще с трудом воспринимают текст и для них нужна поддержка узнаваемыми простыми картинками. К примеру, библиотека – пиктограмма книги, медицинский кабинет – доктор, столовая – чашка с тарелкой.
2. Информация должна располагаться на уровне глаз детей – так она будет попадать в их поле зрения. Иногда сложно выдержать нужный уровень, так как рост детей в школе варьирует от 120 до 190 см, тогда на помощь может прийти, к примеру, напольная навигация, которая частично будет дублировать настенную.
3. Цветовая кодировка пространства. Этажи или лестницы могут иметь свой цвет. Это поможет воспринимать навигацию на интуитивном уровне. Шахматы находятся на “зеленом” этаже, а спортивный зал – на “оранжевом”. Для некоторых типов памяти это легче запоминается, чем 4-й этаж или 5-й этаж.



Для навигации можно использовать самые разные поверхности – стены, пол, потолок. Если это возможно, то и смартфоны, информационные экраны и пр.
И, наконец, навигация может быть очень красивой, поскольку, помимо прочего, является также элементом дизайна – определенное решение (цвет, стиль, формы) либо задает, либо поддерживает общее “настроение” здания, его атмосферу.

