Как повысить собственную мотивацию в конце года?
Судя по результатам диагностики уровня эмоционального выгорания и комментариям, которые оставляют коллеги-учителя, конец учебного года – это сложная пора не только в профессиональном плане, но и в эмоциональном.
Но не стоит опускать руки, а стоит задуматься над повышением собственной мотивации . И вот, что для этого нужно сделать:
1. Признать свои достижения
Это звучит очевидно, но признание результативности собственных усилий действительно имеет большое значение. Проведите инвентаризацию своих успехов за прошедший учебный год, вспомните все, что вам удалось, все, что у вас получилось. Прекрасно, когда администрация школы тоже понимает, насколько это важно и как окрыляет. Если у вас в школе не так, возможно, стоит подать идею администрации подводить итоги года, отмечая вклад каждого педагога в общее дело школы.
2. Наметить пути дальнейшего развития
Большинство людей хотят чувствовать, что они учатся и прогрессируют в своей работе, и учителя не являются исключением. Именно сейчас, в конце очередного учебного года, имеет смысл подумать о том, куда и как вы будете двигаться дальше в своем профессиональном развитии. Когда понимаешь, что впереди путь вперед и вверх, это придает сил и повышает мотивацию.
3. Участвовать в обсуждениях и принятии важных решений
Нам всем нравится чувствовать, что нас ценят и что наши мнения важны. Следовательно, участие в обсуждениях и принятии решений относительно важных для школы вопросов может стать огромным стимулом для работы в это утомительное время.
Обычно педагоги не очень любят участвовать в деятельности администрации и не верят в результативность этого участия. Но все когда-то случается в первый раз. В любом случае имеет смысл предложить школьным администратором учитывать и использовать ваш опыт, знания, активность для общего дела.
4. Повышать мотивацию учеников
В конце учебного года не только учителя испытывают недостаток в мотивации. Детям тоже нелегко.
Совместная деятельность учителя и учеников – это взаимообогащающий процесс. Заряжая силами, вдохновляя учащихся, учитель заряжается и вдохновляется сам.
Мотивирующими формами работы на уроке могут быть:
– Привлечение экспертов или интересных людей. Видеоконференции и групповое общение в Skype могут быть использованы для быстрого и удобного привлечения специалистов в школу. Ученые могут преподавать уроки из своих лабораторий, а весь класс может общаться и задавать вопросы. Круг экспертов и поставщиков контента бесконечен. Такое очное время не только помогает развить навыки общения, но и повышает ценность и актуальность уроков, а также способствует более глубокому пониманию глобальных проблем.
– Использование возможностей современных технологий: 3D-принтеров, виртуальной и дополненной реальности, социальных сетей, подкастов, облачных платформ, Promethean ActivPanels и игр, чтобы помочь учащимся развить навыки критического мышления и решения проблем, а также открыть новые, интересные стили обучения.
– Обеспечение постоянной оценки и обратной связи. Непрерывная оценка может быть чрезвычайно полезной для поддержания обучения учащихся в то время, когда они менее склонны вкладывать свои усилия. Инструменты мгновенной оценки, которые позволяют учителям отмечать и анализировать ответы в момент обучения, помогают педагогам делать это более эффективно. Например, технология мгновенной оценки может также использоваться для облегчения обсуждения в классе, когда ученики отправляют свои ответы со своих устройств в режиме реального времени.
5. Смириться с тем, что учитель имеет право уставать
Это нормально, что к концу учебного года накапливается усталость и активность снижается.
Вместо того, чтобы бороться с этим, попробуйте создать себе условия для дополнительного отдыха. Никакой катастрофы не случится, если на последних майских уроках вы предложите ученикам посмотреть видеофильм по теме вашего предмета, а потом вместе его обсудить. Конечно, это возможно только тогда, когда нет проблем с прохождением программы и можно не «гнать коней».