Дмитрий Смаль об образовании насущном. Часть 2
Сегодня мы публикуем вторую часть мнением о современном образовании, которое высказал преподаватель Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Дмитрий Смаль у себя на странице в facebook:
Я не буду трогать школу и колледжи – я там в лучшем случае родитель их «клиентов» либо же просто гость. Ниже про современное состояние высшей школы Беларуси (с проекцией на IT подготовку). Здесь я могу судить как с позиции преподавателя, так и с позиции экс-заведующего кафедрой (не самой последней кафедры, как я надеюсь, внёсшей заметный вклад в подготовку нашего IT-сообщества – пара-тройка тысяч наших выпускников, я уверен, – ещё в профессии. Пусть и значимая часть из них в настоящий момент уже, увы, не в РБ… ). Итак:
5. Мотивация преподавателей.
Ну тут всё просто и сложно одновременно. С одной стороны – чем моложе сотрудник кафедры, тем меньше его что-то удерживает, ну и чем старше – тем сильнее. Зависимость – нелинейная и, чаще всего, сугубо индивидуальная, но тренд, я полагаю всем и так очевиден. Как я говорил выше, я не буду здесь «говорить за всю Одессу». Препарировать всех преподавателей и классифицировать их мотивы – вещь неблагодарная. В конце концов у каждого свой уникальный набор тараканов. Упомяну лишь то факт, что министерство образования (МинОбр) и руководство ВУЗов мониторит средний возраст преподавателей и пытается принимать меры – вводит специальные надбавки для «молодых специалистов», «сотрудников кафедр до 35 лет» и прочие доп. плюшки молодым. С одной стороны – это лучше чем ничего и других пряников от нашего правительства ожидать нет возможности. С другой стороны – всё как всегда через одно место – надбавки за «молодость» в результате больше надбавок «за выслугу лет»… Все всё на местах понимают, «но осадочек» – как в том анекдоте про ложки, остаётся… В общем, эффект как от антигрипина, какого-нибудь, – лечим симптомы, а не первопричину болезни, а потом удивляемся, что через пару лет почки отваливаются…
А молодёжь больше чем на пару лет задерживается на кафедрах, по большому счёту, только в двух случаях – идёт либо в науку (как бы это не парадоксально ещё/уже не звучало) либо – в декретный отпуск с последующим отпуском по уходу за ребёнком… ? Есть исключения, естественно, но они лишь подтверждают правило и среди них точно не фигурирует тип мотивации – «за доплаты по молодости».
Кстати, про «гендерное неравенство»: вы ещё не обратили внимание, что в школах 95% педсостава – это уже исключительно женщины? Через 10 лет подобной жизни (если не раньше!) университеты ждёт та же участь, возможно не в таких пропорциях и не на всех кафедрах, но 60/40 в пользу «слабого пола» можно будет уверенно прогнозировать уже в ближайшее время. И здесь, упаси Боже, я ни в коем случае не хотел бросить камень в огород наших милых дам – я просто констатирую положение вещей и тренд, который из этого вырисовывается. В отличие от нас, мужиков, – девушки выносливее, наверное из-за того, что у них болевой порог повышенный ? А может потому, что они «из любой ерунды могут соорудить себе шляпку» всегда найдут о чём общаться и чем заняться на работе помимо непосредственно самой работы… ?
С мужиками здесь сложнее – помимо собственно женщин (и то это временно), на работе, в идеале (подчеркну – в идеале !), нам интересно прежде всего то дело, те задачи, те вызовы и тот личностный рост, ради которых ты туда и пришёл. Можно так же упомянуть интерес общения с Личностями, с которыми ты в иных плоскостях своей жизни не пересечёшься в принципе. В неидеальном мире стоит ещё упомянуть и зарплату, естественно.
Если побрюзжать на тему «раньше и трава была зеленее», то можно заметить, что люди, проработавшие в университете 30+ лет ещё застали времена, когда они бежали на работу как на праздник и ночевали там в буквальном смысле этого слова. Ибо там был «драйв», там было острие жизни. И зарплата, кстати была не самая IT-шная в те времена на общем фоне. Ну, пирамида Маслоу в чистом виде – что я вам тут её декларировать буду-то…
Внимание вопрос: – а что мы имеем из данного набора сейчас?
6. Положение дел в университетах
Давайте начнём загибать пальцы что имеем из мотиваций в сухом остатке:
– зарплата? – стоимость академического часа работы доцента официально по МинОбру была ещё недавно около до 5 рублей «грязными» (может с января и слегка увеличили, но на итоговую сумму это не сильно повлияло), в сухом остатке имеем менее 2 долларов за академический час, но округлим до 2$. Профессор ценится выше, но не намного. На вскидку не вспомню, но до 3 долларов. Округлим «в сторону клиента» – будет 3$. Если посмотреть невооружённым взглядом, то на первый взгляд – 50 часов (помним, что час академический + т.е. плюс 25% к 40 часам) в неделю да на 2 доллара, да на 4 недели = 400 долларов. Профессор, соответственно – 600.
Считается на самом деле всё абсолютно не так – ставка всего лишь 820 часов годовой нагрузки которые умножаются на вышеназванные «часовые рейты», остальное всё – повышающие коэффициенты, надбавки за контракты, премии, выплаты за стаж, за степень и звания и прочий информационный шум, но порядок цифр приблизительно такой плюс-минус от месяца к месяцу и от кафедры к кафедре, соответственно. В целом, с учётом графика работы, плюс если читаемый курс уже поставлен, то жить в одиночку на уровне Juniora можно, конечно, но как-то унизительно (это раз) и учение молодёжи – «делай как я – иди в науку – становись нищим доцентом/профессором» слегка диссонирует с желаниями студентов в их нежном возрасте покорить этот «прогнивший мир» (это два), ну и в третьих – семью кормить как-то надо. Молодёжь на кафедре, кстати, даже в первых два года получает и того меньше. Соответственно, с точки зрения минимального прожиточного минимума кафедра уже не может являться нормальным рабочим местом, особенно для иногородних ребят, которым надо ещё и угол где-то снимать. И отсюда мы уже имеем некоторые предпосылки к тому что мы имеем – для преподавателя образовательный процесс становится не основным средством заработка и обеспечения семьи – в любом случае надо где-то работать на пол ставки: либо иметь научные проекты (про них отдельно будет речь ниже) либо подрабатывать на фирмах, либо «пробиваться на запад» через различные образовательные гранты, проекты и т.п.. Т.е. в целом – всё то, о чём писал один наш российский коллега здесь (https://www.facebook.com/denis.pynkin/posts/10215488811711977). Вопрос только один – на каком месте по приоритетам будет у подобного товарища преподавание как трудовой процесс? Ну вы поняли, уже, да?
– следующий мотив – общение с умными/интересными коллегами. Как ни парадоксально, но они ещё есть и даже готовы поделиться своими мыслями по разным поводам – как профессиональным, так и по житейским. Но с каждым годом их становится всё меньше.
Старая гвардия советской закалки медленно, но верно уходит, как правило, с рабочего места сразу в мир иной. Из последних потерь факультета: профессор А.А. Петровский, доцент В.С. Тимошенко. Ещё пять лет и половина профессоров университетов Беларуси уйдёт в лучшем случае на пенсию. А из окружающих меня коллег я могу навскидку вспомнить только 5 докторов наук возрастом до 50-ти лет, которые так или иначе связаны с IT-направлением (за другие сферы науки говорить не буду, но думаю, что так или иначе ситуация сходная. Возможное исключение – медики, но у них свой монастырь со своим министерством). Т.е. этот мотив уже почти тоже не работает.
– и на закуску про главное – про дело, ради которого стоит напрягаться и к чему-то профессионально стремиться. Университет, как правило, осуществляет два вида деятельности – образовательную и научную. С образовательной точки зрения – это действительно интересно возиться с людьми со студентами, наблюдать за их прогрессом, подкидывать задачки, практически физически ощущать «скрип их девственных мозгов» при попытке напряжения ? и т.п. – вплоть до пытаться «пощупать» что-то новое их руками. Но таких преподавателей на весь учебный план – по пальцам одной руки пересчитать, так как процесс этот взаимный – без отклика студентов на подобные «души позывы» выгорание наступает довольно быстро: аля «лекцию прочитал, а как там её кто воспринял – это уже задача приёмника, а не передатчика».
И вот тут, по идее, мотивация должна быть подпитана той научной работой, которая должна вестись на кафедрах. К сожалению, наука на кафедрах теплится между жизнью и смертью, если не классическое «пациент скорее мертв, чем жив». В научных лабораториях – да, там есть ещё чем гордиться и за что уцепиться, но это не кафедры и там свои проблемы и задачи.
Вот в итоге и имеем тот факт, что наши университеты медленно «эволюционируют» в место встреч преподавателей и студентов для защиты лабораторных работ и сдачи экзаменов…
Про причины, по которым это происходит, и мотивацию студентов – в следующей части. /Источник